Государство и объекты интеллектуальной собственности
Государство и объекты интеллектуальной собственности
Государство и объекты интеллектуальной собственностиОсновные положения правового статуса субъектов правоотношений, в том числе государства, при обороте объектов интеллектуальной собственности регламентированы частью IV Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК). Поэтому права государства на объекты интеллектуальной собственности определяются исходя из положений гражданского законодательства.
Российская Федерация (далее - Россия) является равноправным участником гражданского оборота, выступает в гражданско-правовых отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений, а ее участие в гражданском обороте регулируется нормами, определяющими участие юридических лиц в гражданских правоотношениях (ст. 124 ГК), т.е. правосубъектность России как участника гражданско-правовых отношений эквивалентна правосубъектности иных участников гражданского оборота, являющихся юридическими лицами. Следовательно, все нормы законодательства Российской Федерации, регулирующие правоотношения в области интеллектуальной собственности, регулируют и права государства на объекты интеллектуальной собственности. Однако спектр гражданских прав и обязанностей России шире и разнообразнее: она имеет некоторые права, которых нет ни у кого из других участников гражданских правоотношений (например, наличие суверенитета Российской Федерации).
Права государства на объекты интеллектуальной собственности, а также проблемы, связанные с их обретением и гражданским оборотом, неоднократно становились предметом научных исследований. Г. Отнюкова очень успешно описала процесс создания объектов интеллектуальной собственности и процедуру передачи их государству <1>. Однако в ее работе не было даже попытки обозначить те права на объекты интеллектуальной собственности, которыми владеет государство.
В.Н. Лопатин раскрыл понятие "права государства на объекты интеллектуальной собственности" и обозначил все связанные с этими правами проблемы. Соглашаясь с авторами, считаем необходимым, в свою очередь, сформулировать перечень прав государства на объекты интеллектуальной собственности, при этом целесообразно не ограничиваться исключительными правами, так как есть иные права, очень специфичные и интересные с научной точки зрения, и именно они составляют значительную часть от общего объема реализуемых Россией прав на объекты интеллектуальной собственности.
В совокупности права России на объекты интеллектуальной собственности могут быть классифицированы следующим образом:
1) исключительные права, принадлежащие России;
2) права на использование объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые России не принадлежат, в том числе:
а) право использования в порядке реквизиции (ст. 242 ГК);
б) права на использование программы для ЭВМ, изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии интегральной микросхемы, созданных в результате выполнения государственного контракта для федеральных государственных нужд;
в) права на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя в интересах национальной безопасности по разрешению Правительства Российской Федерации (ст. 1360 ГК);
г) права, связанные с владением и использованием обязательного экземпляра документа, геодезической и картографической информацией и геологической информацией о недрах;
3) права на установление ограничений оборотоспособности объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые России не принадлежат;
4) право предотвращения и запрета незаконного использования каким бы то ни было образом олимпийской символики.
Некоторые группы (подгруппы) перечисленных прав, на наш взгляд, заслуживают отдельного рассмотрения.
Г.Л. Калачевой было высказано мнение, что права на государственную символику по сути своей являются исключительными правами государства на объекты интеллектуальной собственности. Однако мы не можем согласиться с ее мнением, так как федеральное законодательство о государственной символике очень четко, безо всяких исключений, устанавливает правила использования символики России, а также ее отдельных элементов в гражданском обороте, не допуская возмездности за ее использование. Каждый из субъектов Российской Федерации имеет свое законодательство о государственной символике, но их статус абсолютно аналогичен федеральному. Таким образом, государственная символика Российской Федерации и ее субъектов законодательством России к объектам интеллектуальной собственности не отнесена.
В последние годы в сфере интеллектуальной собственности возникли довольно интересные явления, такие, как "псевдообъект" интеллектуальной собственности, "результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения", а также "результаты интеллектуальной деятельности" (далее - РИД). Их статус установлен нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а не федеральными законами (согласно ч. 1 - 3 ст. 3 ГК исключительные права на объекты интеллектуальной собственности могут быть установлены только на основании норм федерального закона). Такие "результаты" не имеют юридической подоплеки. По мнению С.В. Усольцевой, предпосылка появления таковых РИДов - отсутствие института секретных изобретений, поскольку большая их часть имеет природу именно изобретений, полезных моделей и ноу-хау <8>. Нельзя не согласиться с приведенным мнением, так как в настоящее время с принятием IV части ГК РФ получили право на существование объекты интеллектуальной собственности со статусом "результаты интеллектуальной деятельности" (ст. 1225 ГК).
Исключительные права России на объекты интеллектуальной собственности проявляются только в следующих формах:
1) закрепление их за федеральными государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения;
2) закрепление их за федеральными казенными предприятиями и государственными учреждениями на праве оперативного управления;
3) нахождение их в казне Российской Федерации:
а) нахождение их непосредственно в казне государства;
б) передача их в доверительное управление коммерческим организациям (кроме унитарных, включая казенные, предприятий).
В качестве типичного примера обладателей прав хозяйственного ведения (оперативного управления) можно привести научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации (в том числе при Российской академии наук) и органы государственной власти (в том числе федеральные органы исполнительной власти). Исключительные права России на некоторые товарные знаки закреплены не только IV частью ГК РФ, но и нормативными актами <10>. Фирменными наименованиями, исключительные права на которые принадлежат государству, являются фирменные наименования федеральных государственных унитарных (включая казенные) предприятий и федеральных государственных учреждений. Обладателями имущественных прав России на объекты авторского и смежного права являются федеральные государственные учреждения науки, культуры и образования (типичный пример объекта таковых прав - национальный фильм, учебная литература, градостроительные и архитектурные решения).
Фильм, созданный в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
Существенным изъяном практики правоприменения является отсутствие оформления и учета исключительных прав на нерегистрируемые объекты интеллектуальной собственности (авторских и смежных прав, ноу-хау и др.). Но названные объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России, объективно существуют с момента их создания в федеральных государственных унитарных предприятиях и учреждениях (а ноу-хау - с момента принятия решения об отнесении секретов производства к сведениям с ограниченным доступом), отсутствие их оформления и учета никоим образом не умаляет исключительных прав России на них, а является нарушением законодательства со стороны организаций-обладателей.
Права России, затрагивающие объекты интеллектуальной собственности, исключительные права на которые ей не принадлежат (в части использования таковых объектов и в части ограничения их оборотоспособности), в значительной степени определяют гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности вне зависимости от волеизъявления правообладателей. Поэтому их необходимо выделить в две отдельные группы прав, которые имеют сходство в том, что касается реализации не принадлежащих России исключительных прав, а различаются тем, что права одной группы предоставляют право России использовать объекты интеллектуальной собственности для нужд государства, не ограничивая их гражданского оборота, а права другой группы, наоборот, предназначены для ограничения гражданского оборота объектов интеллектуальной собственности с целью защиты интересов России.
На наш взгляд, следует проанализировать содержание прав государства, связанных с обязательными экземплярами документов, геодезической и картографической информацией и геологической информацией о недрах.
Из анализа норм законодательства, определяющих статус обязательного экземпляра документа, следует, что все обязательные экземпляры документов содержат информацию, являющуюся объектом авторского и смежных прав, за исключением официальных и патентных документов: содержащаяся в них информация как таковая объектом интеллектуальной собственности не является.
Геодезическая и картографическая информация, выполненная в форме картографического изображения, является объектом авторского права (ст. 1259 ГК) либо может охраняться патентом на промышленный образец (ст. 1377 ГК), а представленная в цифровом виде она охраняется как база (базы) данных (ст. 1262 ГК). Иная геодезическая и картографическая информация может быть объектом интеллектуальной собственности только при условии ограничения к ней доступа, т.е. в форме ноу-хау (ст. 1465 ГК).
Статус геологической информации о недрах как обособленного объекта исключительных прав законодательством России не определен. Но по аналогии с геодезической и картографической информацией геологическая информация о недрах, выполненная в форме картографического изображения, является объектом авторского права либо может охраняться патентом на промышленный образец, а в цифровом виде - базой данных. Законодательством России предусмотрено обязательное обеспечение конфиденциальности геологической информации о недрах, представленной в любом виде, поскольку такая информация представляет практическую ценность и несет коммерческий потенциал для пользователей.
Согласно ч. 1 и 5 ст. 27 Закона РФ "О недрах" геологическая информация о недрах может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр, а право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности.
Таким образом, геологическая информация о недрах является объектом интеллектуальной собственности со статусом ноу-хау.
России принадлежат все исключительные права на геологическую информацию о недрах, полученную за счет средств федерального бюджета.
Реализация прав на установление ограничений оборотоспособности объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые России не принадлежат, проявляется в засекречивании изобретений (с полезными моделями), программ для электронных вычислительных машин и баз данных, топологий интегральных микросхем, объектов авторского права и ноу-хау, а также в ограничении оборота результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения.
Право предотвращения и запрета незаконного использования каким бы то ни было образом олимпийской символики выделено в отдельную группу по той причине, что государство, не имея исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности этого вида и не используя их со своей стороны, обязано защищать их от несанкционированного использования и предотвращать его. Основанием такой обязанности являются нормы многостороннего международного договора. Олимпийская символика является средством индивидуализации, исключительные права и особый правовой статус которой установлен нормами международного права. Россия, признав Международный олимпийский комитет в качестве правообладателя, приняла на себя обязательство по охране и защите прав на олимпийскую символику.
Рассматривая это как предпосылку, считаем целесообразным раскрыть содержание гражданского оборота в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности. Согласно определению, данному многими классиками отечественной цивилистики в базовых учебниках по гражданскому праву, гражданский оборот есть совокупность общественных отношений, в ходе которых приобретаются либо прекращаются права и обязанности, связанные с объектами гражданских прав. Следовательно, гражданский оборот является системной совокупностью видов сделок (ст. 153 ГК). Системного перечня видов сделок, составляющих гражданский оборот в сфере прав государства на объекты интеллектуальной собственности, нет ни в одном из исследований. Пытаясь устранить этот пробел, предлагаем сформулировать системный перечень следующим образом:
I группа. Правоотношения в области заключения и выполнения договоров, в результате которых создаются (могут быть созданы) объекты интеллектуальной собственности.
II группа. Гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России:
1) приобретение исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности:
а) создание результатов интеллектуальной деятельности с последующим оформлением (регистрацией) их как объектов интеллектуальной собственности, а также создание нерегистрируемых объектов интеллектуальной собственности:
самим федеральным государственным унитарным (в том числе казенным) предприятиям и учреждениям;
в результате выполнения государственного заказа и переданных государственному заказчику;
на средства государственного финансирования и при использовании имущества, находящегося в федеральной собственности;
б) приобретение исключительных прав на уже существующие объекты интеллектуальной собственности (в частности, договор об уступке патента);
в) переход государству выморочного имущества, в состав которого входят права на объекты интеллектуальной собственности;
г) национализация имущества, в состав которого входят права на объекты интеллектуальной собственности;
2) прекращение исключительных прав России на объекты интеллектуальной собственности:
а) при прекращении существования объекта интеллектуальной собственности как объекта исключительного права (к примеру, прекращение действия патента);
б) по договору уступки исключительного права;
в) при передаче исключительных прав на объект интеллектуальной собственности в уставный капитал вновь создаваемых юридических лиц;
г) в результате приватизации;
д) в результате обращения взыскания на исключительные права на объекты интеллектуальной собственности как составную часть имущества должника (при осуществлении исполнительного производства);
е) в ходе реализации имущества федерального унитарного предприятия, признанного банкротом, при осуществлении конкурсного производства;
3) предоставление другим субъектам права использования объекта интеллектуальной собственности:
а) по лицензионному договору;
б) по договору коммерческой концессии;
4) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в доверительное управление;
5) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в залог;
6) передача другим субъектам исключительного права на объект интеллектуальной собственности в хозяйственное ведение (оперативное управление);
7) возникновение правоотношений, возникающих вследствие нарушения исключительных прав России на объекты интеллектуальной собственности.
III группа. Способы использования Россией объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые ей не принадлежат:
1) на общих основаниях, в соответствии с гражданским правом (в том числе при выполнении контрактов для федеральных государственных нужд);
2) в порядке реквизиции (ст. 242 ГК);
3) изобретение, промышленный образец, полезная модель, топология интегральной микросхемы, программа для ЭВМ и базы данных - как результат выполнения государственного контракта для федеральных государственных нужд;
4) изобретение, полезная модель или промышленный образец, без согласия патентообладателя в интересах национальной безопасности, - по разрешению Правительства Российской Федерации;
5) в соответствии с законом владение обязательным экземпляром документов, геодезической (картографической) информацией и геологической информацией о недрах.
IV группа. Правоотношения, возникающие на основе личных неимущественных прав:
1) взаимоотношения с авторами объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые принадлежат России;
2) реализация права на вознаграждения автору (авторам) изобретения, промышленного образца, полезной модели, созданных в результате выполнения государственного контракта для федеральных государственных нужд, исключительные права на которые не принадлежат России.
При вовлечении объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству, в гражданский оборот путем оценки должна быть определена их рыночная стоимость (оценочная стоимость). Объектом оценки является имущество. Для целей оценки разделение имущества на вещи и нематериальные активы (объекты интеллектуальной собственности) законодательством России не предусмотрено, т.е. права государства на объекты интеллектуальной собственности являются объектом оценки на общих основаниях. Объект оценки - стоимость прав, являющихся предметом сделки.
При вовлечении в какую бы то ни было сделку любых объектов интеллектуальной собственности, исключительные права на которые полностью либо частично принадлежат России, проведение оценки обязательно, исключением признается:
а) совершение федеральным государственным унитарным предприятием (за исключением федерального казенного предприятия) сделок с объектами интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству (при соблюдении условия, что для заключения таковых сделок согласия России не требуется);
б) передача объектов интеллектуальной собственности при реорганизации государственного предприятия (учреждения), не связанная с утратой Россией исключительных прав на них;
в) распоряжение учреждением объектами интеллектуальной собственности, приобретенными в ходе реализации права осуществлять приносящую доходы деятельность (ч. 2 ст. 298 ГК).
При приобретении Россией исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности (в том числе в порядке национализации) проведение оценки является обязательным только при наличии спора о стоимости приобретаемых прав.
Права России на объекты интеллектуальной собственности являются объектом бухгалтерского и налогового учета на общих основаниях, каких-либо исключений и особенностей в российском законодательстве не предусмотрено. Учетная стоимость нематериальных активов определяется сугубо исходя из затрат на их создание либо приобретение (а финансовый учет нематериальных активов исходя из их оценочной стоимости недопустим).
При осуществлении гражданского оборота объекты интеллектуальной собственности, права на которые принадлежат государству, могут также перемещаться через таможенную и государственную границу России, что дополняет правоотношения публично-правовым компонентом - нормами таможенного и налогового законодательства Российской Федерации и законодательства об экспортном контроле.
В заключение можно сделать вывод о том, что отношения в сфере прав России на объекты интеллектуальной собственности урегулированы законодательством в той мере, какая необходима для осуществления их гражданского оборота. В то же время для полной гарантии соблюдения названных прав, их охраны и защиты целесообразно принять Федеральный закон "О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий", взяв за основу при его создании текст одноименного Модельного закона, принятого Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств.
В этом году нам исполнилось 16 лет Вот некоторые наши клиенты |