8 (495) 500-29-80

Порядок предъявления требований в деле о банкротстве


Порядок предъявления требований в деле о банкротстве

Для определения наличия признаков банкротства, числа голосов при принятии решений на собраниях кредиторов, а также очередности удовлетворения требований кредиторов закон о банкротстве разделяет подлежащие внесению в реестр кредиторов денежные обязательства и обязательные платежи по их составу.
Так, по денежным обязательствам отдельно учитывается задолженность за переданные товары, выполненные работы, оказанные услуги, сумма займа с учетом процентов, задолженность, возникшая вследствие неосновательного обогащения, вследствие вреда, причиненного имуществу кредиторов, и подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) и убытки ; по обязательным платежам - задолженность по уплате недоимок по налогам, сборам и иным обязательным взносам и подлежащие уплате за нарушение обязанности по уплате налоговых и иных обязательных платежей установленные законодательством Российской Федерации штрафы (пени) и иные финансовые (экономические) санкции .
Примечательно, что в отличие от Закона 1998 г., когда по умолчании закона требования кредиторов, возникшие вследствие неосновательного обогащения, а также вследствие вреда, причиненного имуществу кредиторов, зачастую относились к "пятой очереди, второй подочереди"  наряду с требованиями кредиторов о применении мер гражданско-правовой ответственности (договорной), законодатель в Законе 2002 г. относит указанные требования к "основной сумме задолженности".
На практике требования кредиторов в части подлежащих уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства убытков, неустоек (штрафов, пеней), а также за нарушение обязанности по уплате налоговых и иных обязательных платежей установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых (экономических) санкций условно относят к "пятой очереди, второй подочереди".
Таким образом, при определении наличия признаков банкротства и определения объема требований каждого из кредиторов в целях установления количества принадлежащих ему голосов на собрании кредиторов Законом о банкротстве не принимаются во внимание подлежащие уплате за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежного обязательства неустойки (штрафы, пени) и убытки, а также подлежащие уплате за нарушение обязанности по уплате налоговых и иных обязательных платежей установленные законодательством Российской Федерации штрафы (пени) и иные финансовые (экономические) санкции (п. п. 2, 3 ст. 4, п. 2 ст. 5, п. п. 1, 3 ст. 12, п. 1 ст. 13, п. 4 ст. 16, п. 2 ст. 64, п. 2 ст. 83, п. 3 ст. 91, п. 2 ст. 120 Закона 1998 г.; п. 2 ст. 4, п. 3 ст. 12 Закона 2002 г.).
Что касается их удовлетворения, то это возможно только после удовлетворения всех требований кредиторов пятой очереди по Закону 1998 г. и третьей очереди по Закону 2002 г. соответственно.
Заявленными считаются денежные требования кредиторов, предъявленные должнику с целью внесения их в реестр кредиторов и удовлетворения в порядке установленной Законом о банкротстве очередности.
Закон 2002 г. ввел новеллу в части установления даты, на которую определяются заявляемые требования кредиторов.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяется на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Но если требования кредиторов возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, а заявлены после принятия арбитражным судом такого заявления и до принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, то их состав и размер определяется на дату введения каждой процедуры банкротства, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства (обязанности). При заявлении таких требований после принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства их состав и размер определяется на дату открытия конкурсного производства (п. 1 ст. 4 Закона 2002 г.).
В случае отмены определения об утверждении мирового соглашения требования кредиторов и уполномоченных органов, обязанных возвратить все полученное в порядке исполнения мирового соглашения, восстанавливаются в реестре требований кредиторов в составе и размере, определяемом на дату возобновления производства по делу о банкротстве (п. 5 ст. 163 Закона 2002 г.).
Заявление требований к должнику является правом кредитора, а не его обязанностью. Кредитор вправе предъявить свои требования к должнику на любой стадии производства по делу о признании должника банкротом с соблюдением порядка, установленного законом о банкротстве. В случае заявления требований на стадии наблюдения нет необходимости заявлять требования повторно в ходе применения к должнику других процедур банкротства.
В действительности, закон о банкротстве детально определяет процедуру заявления и рассмотрения требований кредиторов, а также заявления возражений, рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований кредиторов, порядок внесения требований кредиторов в реестр требований кредиторов применительно к каждой процедуре банкротства (п. 3 ст. 15, ст. 46, ст. 55, ст. 63, ст. 75, п. 1 ст. 114 Закона 1998 г.; п. 4 ст. 4, п. п. 10, 11 ст. 16, п. 4 ст. 48, п. 2 ст. 50, ст. 60, ст. 61, ст. 71, п. 5 ст. 81, ст. 100, абз. 2 п. 1 ст. 142 Закона 2002 г.).
В зависимости от характера внесения заявленных требований в реестр кредиторов, от степени достоверности кредиторской задолженности должника, отражаемой в реестре требований кредиторов, Закон 1998 г. разделяет заявленные требования на два "рода" : условно установленные (когда установленным считается только размер требований кредитора для целей участия в первом собрании кредиторов) и установленные (когда требования считаются установленными в части размера, состава и очередности удовлетворения).
Г.Ф. Шершеневич отмечал, что заявленные требования нуждаются в проверке со стороны допустимости их к разделу конкурсной массы. Проверка заключается в разрешении вопроса о спорности или бесспорности каждого из заявленных требований. Согласно ст. ст. 487 - 490 Устава судопроизводства торгового все заявленные требования разделялись конкурсным управлением на три рода: к первому роду долгов причислялись долги бесспорные, основанные на документах, очевидных и не опровергаемых; ко второму роду относились требования, основанные на документах, которые нуждались в подробном рассмотрении; к третьему - основанные на документах недействительных (т.е. недопустимых в силу присущего им юридического дефекта, хотя эта точка зрения конкурсного управления и могла быть опровергнута судебным исследованием) (см.: Шершеневич Г.Ф. Конкурсный процесс. М., 2000. С. 401).
В связи с этим следует отметить некоторые особенности, связанные со сроком предъявления требований кредиторов.
"Условно установленные" требования кредиторов
Согласно п. 1 ст. 63 Закона 1998 г. для целей участия в первом собрании кредиторов, на котором, по сути, решается судьба должника, кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с момента получения уведомления временного управляющего о принятии арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. По Закону 2002 г. - в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введения наблюдения (п. 1 ст. 71).
Пропуск этого срока может служить препятствием для участия кредитора в первом собрании кредиторов, поскольку в соответствии с п. 3 ст. 12, п. 2 ст. 64 Закона 1998 г., п. 2 ст. 72 Закона 2002 г. конкурсные кредиторы, уполномоченные органы обладают на собрании кредиторов тем количеством голосов, которые внесены в реестр требований кредиторов на момент проведения собрания кредиторов.
По заявленным требованиям кредиторов согласно Закону 1998 г., которые не подтверждены вступившим в законную силу решением суда, доказательствами, подтверждающими признание указанных требований должником, исполнительной надписью нотариуса (условно установленные требования), должник в ходе наблюдения либо арбитражный управляющий в ходе внешнего управления, конкурсного производства вправе представить свои возражения. В соответствии с п. 3 ст. 15 Закона 1998 г. разногласия, возникающие между конкурсными кредиторами, налоговыми и иными уполномоченными органами и арбитражным управляющим по денежным обязательствам и обязательным платежам, рассматриваются арбитражным судом в порядке, предусмотренном законом о банкротстве (общий порядок определен в п. 4 ст. 11 Закона 1998 г.).
Таким образом, в ходе наблюдения должник вправе в недельный срок с момента получения неустановленных требований кредитора заявить в арбитражный суд, кредитору, а также временному управляющему свои возражения по требованиям кредитора (п. 2 ст. 63 Закона 1998 г.). По результатам рассмотрения обоснованности возражений должника арбитражный суд выносит определение, которое является основанием для установления числа голосов, принадлежащих соответствующему кредитору на первом собрании кредиторов (п. 4 ст. 46 Закона 1998 г.), и для внесения требований кредитора в реестр требований кредиторов.
В случае, если должник в недельный срок с момента получения требований кредитора не представил свои возражения, требования кредитора признаются установленными в размере, заявленном кредитором (п. 3 ст. 63 Закона 1998 г.) и включаются временным управляющим в реестр требований кредиторов .
Определение арбитражного суда, вынесенное по результатам рассмотрения возражений должника, представленных с пропуском срока, предусмотренного п. 2 ст. 63 Закона 1998 г., после того как состоялось первое собрание кредиторов, не является основанием для пересмотра решений этого собрания, поскольку требования кредиторов в момент проведения указанного собрания признавались установленными в силу п. 3 ст. 63 Закона 1998 г. (пункт 13 информационного письма Президиума ВАС РФ от 14 июня 2001 г. N 64).
Такие требования, включенные в реестр требований кредиторов в ходе наблюдения на основании определения арбитражного суда по результатам рассмотрения обоснованности возражений должника либо ввиду отсутствия возражений должника, являются условно установленными. Введение Законом 1998 г. такой "промежуточной" категории между заявленными и установленными требованиями кредиторов обосновано (ведь количество кредиторов может быть значительным, а срок рассмотрения дела о банкротстве, определяемый ст. 47 Закона 1998 г., весьма ограничен) и необходимо в целях реализации задач законодательства о банкротстве. Для кредиторов в этом случае есть свои плюсы и свои минусы. Право выбора момента заявления требований остается за кредитором.
Во-первых, "условно установленные" требования кредитора дают ему право голосовать на первом собрании кредиторов , но, поскольку в этом случае согласно положениям Закона 1998 г. установленным будет лишь размер требований кредитора, в дальнейшем размер требований может быть пересмотрен одновременно с составом и очередностью их удовлетворения.
Даже если наблюдение уже завершено, но собранием кредиторов решается вопрос, отнесенный к компетенции первого собрания кредиторов, то такое собрание кредиторов проводится по правилам, установленным для первого собрания кредиторов.
Во-вторых, кредитор может дождаться вынесения арбитражным судом в соответствии с п. 1 ст. 67 Закона 1998 г. на основании решения первого собрания кредиторов решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства или определения о введении внешнего управления и заявить свои требования позже. В ходе внешнего управления, конкурсного производства арбитражный управляющий уведомляет кредитора о результатах рассмотрения им требований. Возражения могут быть заявлены кредитором в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве в месячный срок с момента получения уведомления от арбитражного управляющего. Согласно информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 июня 2001 г. N 64 сам по себе пропуск кредитором срока для заявления названных возражений в арбитражный суд не является основанием к отказу в рассмотрении арбитражным судом по существу возражений кредитора и возврату соответствующего заявления. Арбитражный суд вынесет определение об установлении размера, состава и очередности удовлетворения требований кредитора (п. 4 ст. 75 Закона 1998 г.).
Поэтому у кредитора есть право выбрать вариант заявления своих требований к должнику: либо обратиться в суд, который ведет дело по иску кредитора о взыскании с должника денежного долга, убытков или неустойки за нарушение конкретного обязательства, с ходатайством о приостановлении производства по данному делу и заявить свои требования в рамках производства по делу о признании должника банкротом (п. 1 ст. 57 Закона 1998 г.; абз. 3 п. 1 ст. 63 Закона 2002 г.), либо довести дело до принятия решения, и в этом случае его требования, подтвержденные судебным решением, которые он предъявит в рамках процесса о банкротстве, будут считаться установленными.
Таким образом, правовые последствия отнесения Законом 1998 г. требований кредитора к категории условно установленных состоят в том, что "в ходе внешнего управления или конкурсного производства данные требования могут быть оспорены (как по размеру, так и по существу) соответственно внешним либо конкурсным управляющим, а также кредиторами той же или последующих очередей" . В этом случае суд рассматривает возражения должника по существу, проверяя законность и обоснованность требований кредитора, и выносит определение (ст. 75, п. 1 ст. 114 Закона 1998 г.).
В ходе реформирования законодательства о несостоятельности (банкротстве) законодатель отказался от такого подхода.
Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер (п. 6 ст. 16, п. 1 ст. 71, п. 1 ст. 100 Закона 2002 г.). Такие требования относятся к категории установленных требований.
Исключение составляют требования о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, которые включаются в реестр требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем по представлению арбитражного управляющего, а исключаются из реестра требований кредиторов арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.
Порядок заявления требований кредиторов следующий. Требования кредиторов направляются в арбитражный суд, должнику и арбитражному управляющему в ходе наблюдения, финансового оздоровления в арбитражный суд и арбитражному управляющему в ходе внешнего управления, конкурсного производства.
Возражения относительно требований кредиторов могут быть предъявлены в арбитражный суд в установленный законом о банкротстве срок (п. 2 ст. 71, п. 3 ст. 100 Закона 2002 г.).
Закон 2002 г. расширил перечень лиц, которые вправе предъявить свои возражения. К таким лицам относятся: должник; арбитражный управляющий; кредиторы, предъявившие свои требования к должнику; представитель учредителей (участников) должника или представитель собственника имущества должника - унитарного предприятия.
Требования кредиторов, по которым поступили возражения, равно как и те, по которым возражения не поступили, рассматриваются арбитражным судом, и по результатам выносится определение. При этом требования, по которым возражения не поступили, могут быть рассмотрены без привлечения лиц, участвующих в деле.
Таким образом, в Законе 2002 г. отсутствует категория "условно установленных требований".
Законодатель также устранил и недоразумения, связанные со сроком заявления требований кредиторов для целей участия в первом собрании кредиторов согласно ст. 63 Закона 1998 г.
В случае, если требования кредиторов предъявлены в установленный срок, наличия необходимости завершения их рассмотрения, арбитражный суд может поручить временному управляющему отложить проведение первого собрания кредиторов. А требования, предъявленные по истечении предусмотренного срока, подлежат рассмотрению арбитражным судом после введения процедуры, следующей за процедурой наблюдения (п. п. 6, 7 ст. 71 Закона 2002 г.).
Остается отметить, что ранее в силу п. 3 ст. 55 Закона 1998 г. определения арбитражного суда, которыми устанавливался размер, состав и очередность удовлетворения требований кредиторов, не могли быть обжалованы. Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 12 марта 2001 г. N 4-П п. 3 ст. 55 Закона 1998 г. признан не соответствующим Конституции Российской Федерации в части, устанавливающей правило, в соответствии с которым не могут быть обжалованы определения арбитражного суда, предусмотренные в п. 4 ст. 46, п. 1 ст. 55, п. 4 ст. 63 и п. 5 ст. 75 Закона 1998 г.
В п. 1.4 мотивировочной части указанного Постановления говорится, что до внесения необходимых изменений и дополнений в законодательство арбитражные суды праве по заявлениям заинтересованных лиц воспользоваться процедурами апелляционного пересмотра судебных актов, пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам в связи с обнаруженной судебной ошибкой либо пересмотра в порядке надзора определений, препятствующих движению дела.
По Закону 2002 г. дела о банкротстве рассматриваются по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации  (далее "АПК РФ"), с особенностями, установленными законом банкротстве. Определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов, подлежащее немедленному исполнению, может быть обжаловано в порядке, установленном АПК РФ с особенностями, установленными ст. 61 Закона 2002 г. (п. 1 ст. 32, п. 5 ст. 60, абз. 2 п. 5 ст. 71, п. 6 ст. 100).
Законом о банкротстве установлены и другие особенности, связанные со сроком заявления требований кредиторов: в конкурсном производстве и в случае заключения мирового соглашения, однако эти вопросы подробно будут рассмотрены в соответствующих разделах Главы III.
Установленные требования кредиторов
По Закону 1998 г. установленными считаются требования кредиторов, если они подтверждены вступившим в законную силу решением суда (например, по иску кредитора о взыскании с должника задолженности либо о признании прав требований, либо об отказе в иске должнику о признании недействительным акта налогового или иного уполномоченного органа, предписывающего должнику погасить недоимку по налогам или иным обязательным платежам, и т.п.) или документами, свидетельствующими о признании должником этих требований (например, акт сверки расчетов, задолженности, ответ на претензию и т.п.), а также в иных случаях, предусмотренных законом о банкротстве.
Под иными случаями следует понимать п. 4 ст. 75 Закона 1998 г., согласно которому в случае, если кредитор в месячный срок с момента получения уведомления внешнего управляющего о результатах рассмотрения его заявленных требований не заявит возражений в арбитражный суд, требования кредитора считаются установленными в размере, составе и очередности удовлетворения, которые установлены внешним управляющим, а также абз. 2 п. 1 ст. 114 Закона 1998 г., согласно которому в ходе конкурсного производства применяются положения п. 4 ст. 75.
Поскольку ни в ст. 64 АПК РФ, ни в законе о банкротстве нет понятия "спорных" и "бесспорных" доказательств и перечень доказательств, которые могут быть представлены кредитором в обоснование своих требований, приведенный в Законе 1998 г., не является исчерпывающим, в судебной практике встречались случаи, когда суд, например, не сочтя доказательством признания должником требований кредитора акт приемки работ, содержащий сведения об их стоимости, возвращает заявление согласно п. 1 ст. 43 Закона 1998 г.
Поэтому по Закону 2002 г. размер денежных обязательств или обязательных платежей считается установленным, если он определен судом в порядке, предусмотренном законом о банкротстве (п. 3 ст. 4).
Установленные требования можно охарактеризовать как бесспорные, которые не могут быть в дальнейшем предметом судебного разбирательства. Рассмотрение разногласий по указанным требованиям не допускается .
Об этом прямо говорится в Законе 2002 г. Разногласия по требованиям кредиторов или уполномоченных органов, подтвержденным вступившим в законную силу решением суда в части их состава и размера, не подлежат рассмотрению арбитражным судом, а заявления о таких разногласиях подлежат возвращению без рассмотрения, за исключением разногласий, связанных с исполнением судебных актов или их пересмотром (п. 10 ст. 16).
В связи с отнесением требований кредиторов к категории установленных представляют интерес вопросы, связанные с подачей в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
По Закону 1998 г. при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом в отличие от кредитора по денежным обязательствам, которому достаточно предъявить доказательства признания его требований должником, кредитору по обязательным платежам согласно п. 2 ст. 39 необходимо также приложить к заявлению доказательства принятия мер к получению задолженности по обязательным платежам в установленном федеральным законом порядке. Такими доказательствами могут служить решение суда о взыскании недоимки с гражданина и исполнительный лист с отметкой судебного пристава-исполнителя о неисполнении ввиду отсутствия имущества, а также в случае, если должник - юридическое лицо не воспользовался предоставленным ему Федеральным законом правом на обжалование акта налогового или иного уполномоченного органа, предписывающего должнику погасить недоимку по налогам или иным обязательным платежам, доказательством может служить платежное требование на бесспорное списание недоимки с юридического лица, предъявленное в учреждение банка, с отметкой о неисполнении из-за отсутствия средств на счете.
Конкурсному кредитору по Закону 1998 г. для подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) нет необходимости иметь вступившее в законную силу решение суда. Несмотря на то что по сравнению с Законом РФ "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"  1992 г. (далее по тексту "Закон 1992 г.") Закон 1998 г. ушел от одномерного подхода ко всем категориям должников, выделив особенности банкротства отдельных категорий должников, условия, достаточные для подачи такого заявления о признании должника банкротом (п. 2 ст. 5 Закона 1998 г.), недостаточно дифференцированы. Размер государственной пошлины, уплачиваемой при подаче заявления о признании должника банкротом, значительно меньше, чем при подаче искового заявления о взыскании суммы задолженности.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 59 Закона 1998 г. временный управляющий назначается арбитражным судом из числа кандидатур, предложенных кредиторами. Перечисленные обстоятельства на практике приводили к несоблюдению положений п. 1 ст. 10 ГК РФ, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах .
Однако нельзя не отметить юридическую сложность института злоупотребления правом, на которую, в частности, указывает О. Садиков: "Особенность таких правонарушений состоит в том, что они связаны с осуществлением принадлежащего лицу субъективного гражданского права, за рамки которого оно выходит" . В свою очередь, гражданские права очень разнообразны по основаниям возникновения, своему содержанию, в зависимости от субъектного состава, и определять их рамки сложно. Эти и другие обстоятельства, а также чрезмерно краткие и общие формулировки ст. 10 ГК РФ (в т.ч. "злоупотребление правом в иных формах") ведут к тому, что суды получают значительную самостоятельность при применении указанной нормы, что не должно привести к ограничению самостоятельности субъектов гражданского права в распоряжении предоставленными им на законных основаниях правами .
Институт злоупотребления правом призван укреплять правопорядок и признается необходимым как в России, так и за рубежом. Поэтому представляется интересным мнение, высказанное А.С. Комаровым на научно-практической конференции "Гражданское законодательство России на современном этапе: проблемы и пути развития", проходившей в Москве 14 - 15 февраля 2002 г., о необходимости утверждения "добросовестности и честной деловой практики" в качестве общего принципа российского гражданского права, что может создать необходимые предпосылки для преодоления негативных явлений в правоприменительной деятельности, которые означают фактическое признание правомерными недобросовестных действий контрагентов из-за несовершенства правовых механизмов. Также было указано на целесообразность легализации разумной коммерческой практики .
Поэтому в качестве одного из направлений дальнейшего совершенствования законодательства о несостоятельности (банкротстве) необходимо было ужесточить требования к кредиторам, инициирующим дела о банкротстве должников. Отсутствие решения суда о взыскании задолженности и доказательств невозможности его исполнения в порядке исполнительного производства среди приложенных к заявлению кредитора о признании должника банкротом документов должно служить безусловным основанием к возвращению указанного заявления без рассмотрения .
Справедливости ради нужно отметить, что первый шаг в этом направлении был сделан еще в 1999 г. Согласно п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 6 августа 1999 г. N 43 непредставление кредитором при подаче заявления о признании должника банкротом при наличии исполнительных документов, например, постановления судебного пристава-исполнителя о возвращении исполнительного документа взыскателю, об окончании исполнительного производства, может являться основанием для возвращения арбитражным судом заявления о признании должника банкротом.
В Законе 2002 г. установлено, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника должно быть обусловлено принятием со стороны соответствующего кредитора исчерпывающих мер, направленных на получение задолженности в обычном порядке, т.е. путем предъявления соответствующего иска, получения судебного решения и его предъявления к исполнению в службу судебных приставов.
Так, для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам необходимо иметь требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. При этом исполнительный документ должен быть направлен (предъявлен к исполнению) в службу судебных приставов, а его копия - должнику, но не исполнен в течение тридцати дней. Все эти документы должны быть приложены к заявлению кредитора о признании должника банкротом (абз. 1 п. 3 ст. 6, абз. 1 п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 40 Закона 2002 г.).
Интересно, что вопреки положениям Закона 1998 г., устанавливающим для налоговых и иных уполномоченных органов более жесткие требования при подаче заявления о признании должника банкротом по сравнению с конкурсными кредиторами, Закон 2002 г., напротив, предоставляет право уполномоченным органом подать заявление о признании должника банкротом, имея всего лишь требования об уплате обязательных платежей, подтвержденные решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Право на обращение в арбитражный суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении тридцати дней с даты принятия такого решения. При этом при подаче в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом помимо решения налогового или таможенного органа прилагаются только сведения о задолженности по обязательным платежам по данным уполномоченного органа (абз. 2 п. 3 ст. 6, абз. 2 п. 2 ст. 7, п. 2 ст. 41 Закона 2002 г.).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при определении требований к подаче заявления о признании должника банкротом закон о банкротстве "мягче" относится к требованиям уполномоченных органов. Следует ожидать, что судебная практика поправит такой подход.
Законом 2002 г. введена еще одна новелла, связанная с заявлением требований кредиторов.
В случае, если до назначенного судом заседания по проверке обоснованности требований заявителя к должнику на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. Такие заявления рассматриваются в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд. При этом, если рассмотрение обоснованности требований первого заявителя откладывается арбитражным судом, а равно если требования первого заявителя признаны необоснованными, арбитражный суд объединяет все заявления о признании должника банкротом и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей. А в случае признания арбитражным судом требований заявителя обоснованными и введении наблюдения требования иных заявителей рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 71 (п. п. 8, 9 ст. 42, п. 4 ст. 48 Закона 2002 г.).




В этом году нам исполнилось 16 лет

Вот некоторые наши клиенты