Временны ограничения на выезд должника
Временны ограничения на выезд должника
В соответствии со ст. 27 (ч. 2) Конституции РФ гарантируется право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Вместе с тем в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ право на свободный выезд за пределы Российской Федерации может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.В настоящее время нормы, ограничивающие конституционное право каждого на свободное перемещение через границу Российской Федерации, содержатся в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Например, в ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрены основания для временного ограничения прав гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации, одним из которых является уклонение гражданина Российской Федерации от исполнения обязательств, наложенных на него судом.
Кроме того, в ст. 28 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" также предусмотрено временное ограничение прав иностранных граждан или лиц без гражданства на выезд из Российской Федерации в случае уклонения их от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами.
Конституционный Суд РФ в Определении от 24 февраля 2005 г. N 291-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хлюстова Вячеслава Игоревича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" указал на то, что предусмотренная п. 5 ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" возможность временного ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации в случае уклонения от исполнения обязательств, наложенных на него судом, направлена на защиту конституционно значимых целей и не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Несмотря на указанные положения Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", судебные приставы-исполнители сталкивались с проблемами, связанными с ограничением выезда должника за пределы Российской Федерации, и поскольку в Федеральных законах от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" и 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" такие полномочия не предусмотрены. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 2 июля 2007 г. (дело N Ф09-4587/07-С1) указывается на то, что действующим законодательством судебному приставу-исполнителю не предоставлено право на принятие решения о наложении временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
В связи с этим в Федеральном законе от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон), вступающем в силу с 1 февраля 2008 г., предусмотрены положения, касающиеся установления судебным приставом-исполнителем временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации.
Представляется, что указанные изменения также следует внести в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах". Например, Государственной Думой 12 января 2007 г. был принят в первом чтении проект Федерального закона N 358753-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах", в котором можно было бы также учесть положения, касающиеся временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 64 Федерального закона в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации являются исполнительными действиями, т.е. такими действиями, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель самостоятельно или с привлечением иных лиц (органов) в процессе исполнения требований исполнительных документов в целях своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Порядок временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации предусмотрен в ст. 67 указанного Федерального закона.
Судебный пристав-исполнитель может совершить указанное исполнительное действие только при наличии следующих условий (ч. 1 ст. 67 Федерального закона):
указанное исполнительное действие осуществляется только в отношении исполнительных документов, выданных на основании судебного акта или являющихся судебным актом.
Что касается остальных исполнительных документов, то по ним судебный пристав-исполнитель не вправе выносить постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации. В таких случаях, если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то взыскатель или судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации;
судебный пристав-исполнитель имеет право применить указанное ограничение к должнику только в том случае, когда последний не исполнил в установленный срок без уважительных причин требования, содержащиеся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 67 Федерального закона).
Кроме того, судебный пристав-исполнитель вправе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации по заявлению взыскателя, в котором содержится ходатайство об установлении для должника указанного ограничения (ч. 2 ст. 30 Федерального закона).
Как было указано, судебный пристав-исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
При этом следует иметь в виду, что инициатива судебного пристава-исполнителя по применению данного исполнительного действия ограничена решением старшего судебного пристава. Постановление судебного пристава-исполнителя обязательно должно быть утверждено старшим судебным приставом.
Копии указанного постановления направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
Что касается самого порядка исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации, то в данном случае следует руководствоваться Федеральным законом от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию".
Например, согласно ст. 16 указанного Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган выдает гражданину Российской Федерации уведомление, в котором указываются основание и срок ограничения, дата и регистрационный номер решения об ограничении, полное наименование и юридический адрес организации, принявшей на себя ответственность за ограничение права данного гражданина на выезд из Российской Федерации.
При отказе взыскателю в удовлетворении ходатайства об установлении для должника ограничений, предусмотренных Федеральным законом, судебный пристав-исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства мотивы такого отказа (ч. 9 ст. 30 Федерального закона).
В случае прекращения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о прекращении исполнительного производства, в котором отменяет в том числе ограничения на выезд должника из Российской Федерации. Кроме того, судебный пристав-исполнитель должен направить копии указанного постановления взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
В случае окончания исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен вынести постановление об окончании исполнительного производства, в котором отменяются в том числе ограничения на выезд должника из Российской Федерации.
Однако в Федеральном законе предусмотрены исключения, когда указанное правило не применяется. Например, при окончании исполнительного производства в связи с его передачей в другое подразделение судебных приставов по основаниям, установленным Федеральным законом, отмена установленных для должника ограничений может не производиться. Полномочия по отмене розыска, а также по изменению и отмене ограничений переходят к судебному приставу-исполнителю, которому передано исполнительное производство (ч. 4 ст. 47 Федерального закона).
Кроме того, следует также обратить внимание на положения ч. 5 и 7 ст. 47 Федерального закона. Согласно указанным нормам одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. В таком случае ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
Вместе с тем данные положения нельзя применить к рассматриваемым правоотношениям, поскольку, как было указано, судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации только по исполнительным документам, выданным на основании судебного акта или являющимися судебными актами.
В рассматриваемом случае основаниями для возбуждения исполнительного производства являются постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Таким образом, по основному исполнительному производству судебный пристав-исполнитель должен отменить ограничения на выезд должника из Российской Федерации, а по вновь возбужденному исполнительному производству в случае "производственной необходимости" вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации.
В заключение следует также отметить, что предусмотренные в Федеральном законе новеллы, касающиеся установления судебным приставом-исполнителем временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации, в совокупности с другими мерами принудительного исполнения позволят судебному приставу-исполнителю правильно и своевременно исполнять исполнительные документы.
В этом году нам исполнилось 16 лет Вот некоторые наши клиенты |