Текущие требования в отношении дела о банкротстве "обязательства конкурсной массы"
Текущие требования в отношении дела о банкротстве "обязательства конкурсной массы"
В случае, если правоотношения между должником и кредитором возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения обязательств наступает до введения внешнего управления, соответствующие требования подлежат удовлетворению в обычном порядке в ходе наблюдения, финансового оздоровления, а в случае их неисполнения и открытия конкурсного производства - вне установленной законом о банкротстве очередности (ст. 106 Закона 1998 г., ст. 134 Закона 2002 г.). Однако при их неисполнении и введении внешнего управления на такие требования распространяется действие моратория.Если в Законе 1998 г. содержалась лишь общая норма - п. 1 ст. 70, то Закон 2002 г. содержит соответствующие разъяснения: мораторий применяется к денежным обязательствам и обязательным платежам, которые возникли после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, т.е. к отдельным требованиям из категории "текущих платежей" (п. 4 ст. 95 Закона 2002 г.).
Ранее Закон о банкротстве не содержал ответа на вопрос, подлежат ли такие требования включению в реестр требований кредиторов в соответствующую очередь в ходе внешнего управления, что давало бы право конкурсным кредиторам голосовать на собраниях кредиторов при принятии решений. Ведь по Закону 1998 г. в случае окончания в ходе внешнего управления производства по делу о банкротстве должника в связи с утверждением арбитражным судом отчета внешнего управляющего на основании принятого собранием кредиторов решения о прекращении внешнего управления вследствие восстановления платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами, когда арбитражным судом вынесено определение об утверждении отчета внешнего управляющего и установлен срок окончания расчетов с кредиторами (п. 2 ст. 93 Закона 1998 г.), расчеты с кредиторами осуществляются в соответствии с правилами, установленными ст. 94 Закона 1998 г., в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке очередности, предусмотренном ст. ст. 107 - 111 Закона 1998 г.
Поэтому кредиторы по обязательствам, возникшим в период наблюдения, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления, не заявив своих требований внешнему управляющему и не будучи включенными в реестр требований кредиторов, не получают удовлетворения своих требований наряду с другими кредиторами, в то же время и не могут получить удовлетворения своих требований вне установленной законом о банкротстве очередности, поскольку мораторий, предусматривающий запрет на удовлетворение требований кредиторов за исключением случаев, прямо предусмотренных законом о банкротстве, вводился на срок до окончания внешнего управления, т.е. в описываемой ситуации до окончания расчетов с кредиторами по реестру требований.
Закон 2002 г. разрешил указанные проблемы. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Такие кредиторы не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве (п. 2 ст. 5).
Вместе с тем Закон о банкротстве содержит исключение из этого правила: в случае, если в ходе финансового оздоровления лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в ходе финансового оздоровления, удовлетворены требования кредиторов, но в дальнейшем вводятся последующие процедуры банкротства, требования указанных лиц подлежат включению в реестр требований кредиторов как требования конкурсных кредиторов и удовлетворению в третью очередь (п. 4 ст. 89, п. 2 ст. 90 Закона 2002 г.).
Таким образом, соответствующие требования учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия либо третьего лица или третьих лиц, формально подпадая под признаки текущих платежей, как они определены в ст. 5 Закона 2002 г., к таковым не относятся, а приравниваются к требованиям конкурсных кредиторов, которые могут быть заявлены лишь в соответствии с порядком, предусмотренным Законом о банкротстве; споры между лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, и административным управляющим, конкурсными кредиторами, уполномоченными органами разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве (п. 5 ст. 89 Закона 2002 г.); на такие требования распространяются последствия введения внешнего управления, конкурсного производства; они подлежат удовлетворению в соответствии с установленной ст. 137 Закона 2002 г. очередностью.
Несмотря на то что Закон 2002 г. так же, как и Закон 1998 г., не содержит прямого указания о сроке окончания моратория, в силу части 5 п. 2 ст. 95 Закона 2002 г. можно сделать вывод о том, что по новому Закону о банкротстве действие моратория на удовлетворение требований кредиторов заканчивается на дату вынесения арбитражным судом определения о начале расчетов с кредиторами по требованиям кредиторов каждой очереди, либо на дату удовлетворения указанных требований должником или третьим лицом в ходе внешнего управления, либо на момент принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Кроме того, Закон 2002 г. содержит общее правило (ст. 120), согласно которому производство по делу о банкротстве вследствие утверждения отчета внешнего управляющего прекращается лишь после окончания расчетов с кредиторами.
Поэтому можно заключить, что по Закону 2002 г. с момента вынесения арбитражным судом определения о переходе к расчетам с кредиторами требования кредиторов, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления - текущие платежи, подлежат удовлетворению вне установленной законом о банкротстве очередности.
В случае, если правоотношения между должником и кредитором возникли после принятия заявления о признании должника банкротом и срок исполнения обязательств наступает в ходе внешнего управления, такие требования удовлетворяются в обычном порядке, на них не распространяются последствия введения внешнего управления (ст. ст. 69 - 70 Закона 1998 г., ст. ст. 94 - 95 Закона 2002 г.). В случае их неисполнения и открытия конкурсного производства они подлежат удовлетворению вне установленной законом о банкротстве очередности.
Возникновение правоотношений между должником и кредитором после открытия конкурсного производства позволяет такому кредитору также получить удовлетворение своих требований вне установленной законом о банкротстве очередности.
Исключение составляют требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, которые удовлетворяются из имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов (п. 4 ст. 114 Закона 1998 г., п. 4 ст. 142 Закона 2002 г.).
Следует отметить, что в случае признания выпуска дополнительных обыкновенных акций должника несостоявшимся или недействительным в ходе реализации в рамках внешнего управления меры по восстановлению платежеспособности должника - размещения дополнительных обыкновенных акций должника в Законе 2002 г. отдельно указывается, что средства, полученные должником от лиц, которые приобрели дополнительные обыкновенные акции должника, возвращаются таким лицам вне очередности удовлетворения требований кредиторов, установленной Законом о банкротстве.
Среди текущих требований в отношении дела о банкротстве можно выделить обязательства и обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей должника, как предусмотренные законом о банкротстве, так и образовавшиеся в ходе его текущей деятельности.
Так, закон о банкротстве говорит об обязанности должника оплатить все судебные расходы, включая расходы по государственной пошлине, уплата которой была отсрочена или рассрочена; расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, в т.ч. дополнительного, выплачиваемого по результатам его деятельности, и вознаграждения лицам, привлеченным арбитражным управляющим для обеспечения своей деятельности, если иное не предусмотрено законом о банкротстве или соглашением с кредиторами; оплатить расходы, связанные с уведомлением кредиторов должника (п. 1 ст. 20, п. п. 2, 3 ст. 22, ст. 50, п. 1 ст. 54, ст. 100, п. 3 ст. 105, п. 4 ст. 128 Закона 1998 г.; п. 1 ст. 59, ст. 26, п. 2 ст. 65, п. 1 ст. 68, ст. 128 Закона 2002 г.).
Законодатель последователен в своем подходе к вопросу о возможности привлечения арбитражным управляющим иных лиц для обеспечения своей деятельности. Так, наделив в главе I "Общие положения Закона о банкротстве" арбитражного управляющего правом привлекать для обеспечения осуществления своих полномочий на договорной основе иных лиц (консультантов, исполнителей) с оплатой их деятельности из средств должника, если иное не установлено законом о банкротстве или соглашением с кредиторами, Закон конкретизирует права арбитражного управляющего применительно к конкретной процедуре банкротства (например, абз. 1 п. 4 ст. 86, п. 4 ст. 87, абз. 2 п. 1 ст. 102, п. 3 ст. 103, п. п. 3, 5 ст. 112 Закона 1998 г.). Закон о банкротстве 1998 г. позволял арбитражному суду назначить заместителя временного управляющего, заместителя внешнего управляющего, а также позволяет назначить несколько конкурсных управляющих (п. 3 ст. 59, абз. 5 ст. 81, п. 2 ст. 99 Закона 1998 г.), обязанность оплаты вознаграждения которых также по общему правилу остается за должником.
Учитывая, какой широкий круг обязанностей возложен на арбитражного управляющего (п. 2 ст. 20, ст. 61, п. 2 ст. 74, п. 3 ст. 101 Закона 1998 г.; ст. 24, ст. ст. 66 - 67, п. п. 3 - 4 ст. 83, ст. 99, ст. 129 Закона 2002 г., перечень обязанностей, перечисленных в данных статьях, не является исчерпывающим, поэтому обязанности арбитражного управляющего дополняются "иными функциями, полномочиями, мерами", предусмотренными другими статьями закона о банкротстве), а также, что выполнение этих обязанностей требует специальных профессиональных познаний и навыков в различных областях, в т.ч. и в предметной области в соответствии с основными видами деятельности должника, что сроки на выполнение арбитражным управляющим своих обязанностей ограничены законом о банкротстве и что арбитражный управляющий несет в соответствии со ст. 21 Закона 1998 г., ст. 25 Закона 2002 г. ответственность за исполнение своих обязанностей, вышеуказанные положения закона о банкротстве просто необходимы.
Действительно, согласно закону о банкротстве арбитражный управляющий обязан в т.ч.: принимать меры по защите имущества должника, анализировать финансовую, хозяйственную и инвестиционную деятельность должника, его положение на товарных рынках, рассматривать заявленные требования кредиторов; провести инвентаризацию имущества; провести анализ финансового состояния должника; разработать план внешнего управления, вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, принимать меры по взысканию дебиторской задолженности (в т.ч. в судебном порядке); в случае, если это предусмотрено планом внешнего управления или решением собрания кредиторов, комитета кредиторов, продать часть имущества или предприятие (бизнес) должника на торгах, при этом соответствующее имущество подлежит предварительной оценке.
С. Дедиков отмечает, что "действующее законодательство практически не предусматривает механизма прямого влияния кредиторов на объемы расходов арбитражного управляющего, что лишь усугубляет конфликты подобного рода" .
Хотелось бы отметить, что возможно соблюсти баланс интересов должника и кредиторов следующим образом: так как в случае отнесения затрат по оплате расходов при привлечении соответствующих специалистов на должника его имущество уменьшается, что, в конечном счете, может отразиться на объеме удовлетворения требований кредиторов, арбитражный управляющий, применяя по аналогии положения ст. 80 Закона 1998 г., части 3 п. 3, части 1 п. 4 ст. 82, ст. 104, ст. 105 Закона 2002 г., предлагает собранию кредиторов (комитету кредиторов) утвердить смету расходов арбитражного управляющего на проведение соответствующей процедуры банкротства.
В ходе текущей деятельности должника возникают новые расходы, связанные с:
- оплатой текущих коммунальных и эксплуатационных платежей;
- выплатой текущей заработной платы работникам;
- уплатой текущих налогов, сборов и иных обязательных взносов;
- расходы, связанные с реализацией арбитражным управляющим своих полномочий, выполнением комплекса мероприятий, например, предусмотренных планом внешнего управления
Так, у должника может возникнуть обязанность по выплате сотрудникам выходных пособий в связи с сокращением численности и штата, обязанность нести определенные расходы при нотариальном заверении копий документов, по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а в случае создания нового юридического лица на базе имущества должника - расходы по регистрации соответствующего юридического лица, возможно, выпуска ценных бумаг, расходы при подаче в антимонопольные органы уведомлений и ходатайств в случае необходимости и т.п.
В этом году нам исполнилось 16 лет Вот некоторые наши клиенты |